На протяжении нескольких столетий люди восхищаются красочным отсветом витражей, он вдохновил немало мастеров на создание удивительных произведений искусства. Так, эффект цветного сияния проник и в ювелирное дело.
Чтобы создать прозрачные декоративные элементы, способные пропускать свет и окрашивать его в разные оттенки, ювелиры научились применять специальный состав из стеклянного порошка и воды, который после обжига в печи превращался в прочное «стекло». Такая технология была известна на Руси ещё с XII века, о чём свидетельствуют упоминания в Ипатьевской летописи. Тогда техника с применением стеклянного порошка называлась «финифть», только покрывали ею целостные металлические пластины, сквозь которые не проходил свет.
Идея убрать металлическую подложку и создать «прозрачную финифть» появилась лишь в XVIII веке, когда Пётр I привёз из Европы оконные витражи. И в финифти, и в витражах используется схожие материалы и технология. Так горячая эмаль, предметы интерьера, посуда и украшения с ней начали свой путь по Российской Империи.
В конце XIX — XX веках мир увидел выдающиеся работы французского ювелира Рене Лалика и ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа Карла Фаберже. Их работы позволили взглянуть на горячую эмаль под другим углом. Крылья стрекоз, бабочек, экзотических птиц и лепестки цветов в исполнении Лалика переливаются в свете солнечных лучей как настоящие и по сей день. А знаменитые яйца Фаберже до сих пор очаровывают коллекционеров по всему миру.
Сегодня сложнейшая ювелирная техника прокладывания витражной эмали заключается в послойном нанесении светоовтерждаемого материала между металлическими перегородками. Каждый проложенный слой просушивается в специальной камере с ультрафиолетом. Чтобы почувствовать, как поведёт себя эмаль после нанесения каждого слоя, нужно иметь большие знания и колоссальный опыт. Ювелир, работающий с витражной эмалью должен обладать безупречным вкусом и быть истинным мастером своего дела. Даже самое незначительное отклонение от стандарта технологии может свести на нет все усилия. Поэтому оценивать результат можно только после завершения самого последнего этапа работы.
После окончательного застывания витражная эмаль становится такой же твёрдой, как жемчуг. А он, в свою очередь, относится геммологами к драгоценным камням. Ещё бы, ведь его происхождение и красота завораживают. То же самое можно сказать и о витражной эмали. Каждое украшение с ней — уникально и не имеет абсолютной копии. Кроме того, эта эмаль может выдерживать нагрев до 100˚ C. Если за ней ухаживать надлежащим образом, она на долгие годы сохранит свой первозданный вид.
Витражная эмаль гипоаллергенна, а потому является идеальным декоративным элементом для украшений, которые соприкасаются с кожей. Её поверхность устойчива к воздействию солнца, а также химических компонентов моющих средств, парфюмерии и косметики.
Уход за витражной эмалью прост. Достаточно обрабатывать её мягкой щёткой с моющим раствором, после чего промыть в прохладной воде и насухо протереть. Хранить такие украшения лучше всего в отдельном футляре и беречь от механических повреждений.